Верховный Суд РФ вынес окончательное решение по вопросу законности третейской оговорки в договоре.
ФАС России выписала предписание заказчику, регулируемому Законом № 223-ФЗ, за включение в договор положения о третейском разбирательстве.
Это положение предусматривало, что спор разрешается конкретным арбитражем, при этом решения третейского суда считаются окончательными и не подлежат обжалованию в обычных судебных инстанциях.
Суд первой инстанции не согласился с мнением антимонопольного органа, отметив, что споры, вытекающие из договоров, основанных на Законе № 44-ФЗ или законодательстве о гособоронзаказе, не могут рассматриваться третейскими судами. Однако по вопросам, регулируемым Законом № 223-ФЗ, такого запрета нет.
Суды апелляционной и кассационной инстанций поддержали позицию ФАС России, отменив решение нижестоящего суда.
Судьи отметили, что третейская оговорка будет законной при одном условии.
Третейская оговорка нарушает Закон № 223-ФЗ, если в договоре не предусмотрен альтернативный выбор подсудности. В данном случае такой альтернативы не было.
Стороны могут выбрать третейский суд для разрешения споров по своему соглашению, но участники закупки лишены возможности изменить условия договора и, подавая заявку, соглашаются на условия заказчика. Отсутствие альтернативного выбора подсудности нарушает их права.
Таким образом, третейская оговорка может быть включена в договор по Закону № 223-ФЗ только в том случае, если в нем предусмотрено право сторон на обращение в арбитражный суд.
Верховный Суд РФ подтвердил правильность этих выводов и не стал пересматривать дело.
Обучение по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ играет ключевую роль для компаний, работающих в сфере государственных закупок. Эти законы регулируют порядок проведения тендеров, закупок и контрактов, и неправильное их понимание или нарушение может привести к серьезным юридическим и финансовым последствиям. Знание нюансов этих нормативных актов помогает не только избежать штрафов и санкций, но и эффективно управлять процессами закупок, оптимизируя бизнес-процессы и повышая конкурентоспособность на рынке.
Закон № 44-ФЗ касается государственных и муниципальных закупок, а Закон № 223-ФЗ регулирует закупки для государственных и муниципальных нужд в рамках госконтрактов, но с определённой гибкостью в правилах. Оба закона имеют свои особенности, и знание всех тонкостей этих нормативных актов необходимо для успешного участия в тендерах, корректного составления контрактов и соблюдения обязательных процедур.
Компания "Экста" может помочь вам в освоении этих сложных и важнейших документов. Она предоставляет специализированное обучение и консультации по 44-ФЗ и 223-ФЗ, что поможет вам глубже понять их положения и научиться правильно применять их на практике. Профессиональные тренеры и эксперты компании "Экста" помогут вам разобраться в актуальных изменениях законодательства, избежать ошибок и повысить эффективность ваших закупок.