Если вы хотите выстроить надежную линию защиты своей позиции на заседании комиссии Федеральной антимонопольной службы, важно ретроспективно отследить процесс вашего взаимодействия с Заказчиком. То есть восстановить цепочку событий с момента публикации закупки Заказчиком до момента принятия им решения о расторжении контракта в одностороннем порядке (или вашего уклонения от подписания контракта по какой-либо причине).
Имеет смысл составить таблицу, где будут соотнесены события и даты. Какие события должны привлечь ваше внимание в первую очередь? Публикация закупки, подача заявки на участие, публикация протоколов (промежуточных и итогового), направление проекта контракта на подписание, оплата обеспечения исполнения, подписание контракта или уклонение от него, принятие Заказчиком решения о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Иногда немалое значение имеют также даты событий, предшествующих процессу заключения контракта. Например, уклонение от подписания контракта победителем закупки и другими участниками (если вам этот контракт перешел на подписание как следующему в очереди участнику), жалоба кого-то из потенциальных или действующих участников в УФАС, пересмотр итогов закупки по предписанию УФАС и т.п.
Следующий этап – анализ. Важно рефлексивным путем определить истинную причину и весомый повод, по которой вами не был подписан контракт, если именно этот повод приведет вас на заседание комиссии УФАС. Причина и повод в данном случае значительно разнятся. Если причина связана с изменениями во внутренней структуре или условиях деятельности предприятия, некими внешними обстоятельствами (изменением соглашений с собственными поставщиками, курса валют), то для УФАС она не будет достаточно весомой, чтобы не наказывать поставщика.
Задача комиссии – установить наличие или отсутствие признаков недобросовестности в намерениях и действиях поставщика. Прежде чем вы попробуете аргументировать свою позицию комиссии, имеет смысл самостоятельно попробовать обнаружить эти признаки, задав себе следующие вопросы:
- Существовала ли объективная возможность избежать возникшей ситуации?
- Затрачены ли вами некие денежные средства в целях добросовестного исполнения своих обязательств?
- На какие нарушения со стороны Заказчика вы можете указать?
- Можно ли доказать попытки устранить нарушения Сторонами (например, официальная переписка)?
От ответов, данных вами на эти вопросы, зависит дальнейший порядок действий.
В случае объективной возможности избежать возникшей ситуации |
Добавляем в позицию самостоятельно причину, по которой избежать не получилось |
В случае отсутствия трат денежных средств |
Производим траты, сохраняем акты, чеки и платежные поручения |
В случае обнаружения нарушений со стороны Заказчика |
Фиксируем их в официальной переписке, ссылаясь на пункты контракта или извещения о закупке |
В случае наличия попыток устранения нарушений Сторонами |
Фиксируем их в официальной переписке, подтвердив документально |
В случае объективной возможности избежать возникшей ситуации — добавляем в позицию самостоятельно причину, по которой избежать не получилось.
В случае отсутствия трат денежных средств — производим траты, сохраняем акты, чеки и платежные поручения.
В случае обнаружения нарушений со стороны Заказчика — фиксируем их в официальной переписке, ссылаясь на пункты контракта или извещения о закупке.
В случае наличия попыток устранения нарушений Сторонами — фиксируем их в официальной переписке, подтвердив документально.
Алгоритм этот не сложен, однако множество подводных камней юридического и практического характера ожидают поставщиков на этом пути. Важна каждая деталь:
- деловая репутация поставщика
- сфера, в которой он ведет деятельность
- длительность деятельности
- регион, в котором будет рассмотрено дело
- предыдущий опыт сотрудничества с данным Заказчиком
- характер допущенных сторонами нарушений
- конкретные обстоятельства дела
- и иногда даже время года!
Всех деталей не перечислить в формате статьи и не учесть, не обладая опытом и знаниями наших специалистов. Поэтому мы здесь, чтобы избавить вас от самостоятельного детального анализа документов, подготовки позиций и доказательств вашей правоты. И конечно, чтобы сохранить для вас возможность участвовать в тендерах в ближайшие несколько лет.